Дистанционное мошенничество
Противодействие дистанционным хищениям денежных средств граждан и организаций является приоритетной задачей правоохранительных органов республики. С каждым днем всё актуальнее становятся вопросы предупреждения данных преступлений.
Несмотря на постоянное информирование населения о наиболее распространённых способах неправомерного изъятия денежных средств граждан, существенного снижения уровня таких криминальных посягательств не достигнуто. Совершению преступлений способствуют доверчивость людей, их недостаточная осведомленность в области информационных технологий, пренебрежительное отношение к элементарным правилам безопасности.
Только в 2022 году совершено 5562 дистанционных мошенничества, что на 1109 преступлений больше, чем в 2021 году. Значительная часть таких криминальных посягательств совершается с использованием подменных телефонных номеров, то есть в условиях, когда злоумышленники используют подложные номера телефонов правоохранительных органов, банковских учреждений и иных органов.
Для предотвращения противоправных действий по дистанционному хищению денежных средств необходимо следовать следующим правилам.
1) Сотрудники правоохранительных органов, банковских учреждений и других органов никогда по телефону или в электронном письме не запрашивают:
– персональные сведения;
– реквизиты и срок действия банковской карты;
– пароли или коды из СМС-сообщений для подтверждения финансовых операций или их отмены;
– логин, ПИН-код и CVV-код банковских карт.
2) Сотрудники правоохранительных органов, банковских учреждений и других органов не предлагают:
– установить программы удаленного доступа (или сторонние приложения) на мобильное устройство и разрешить подключение к ним под предлогом технической поддержки (например, удаление вирусов с устройства);
– перейти по ссылке из СМС-сообщения; включить переадресацию на телефоне клиента для совершения в дальнейшем звонка от его имени в банк;
– под их руководством перевести для сохранности денежные средства на «защищённый счёт»;
– зайти в онлайн-кабинет по ссылке из CMC-сообщения или электронного письма.
3) Необходимо учитывать, что держатель карты обязан самостоятельно обеспечить конфиденциальность ее реквизитов и в этой связи избегать:
– подключения к общедоступным сетям Wi-Fi;
– использования ПИН-кода или CVV- кода при заказе товаров и услуг через сеть «Интернет», а также по телефону;
– сообщения кодов третьим лицам (в противном случае любые операции, совершенные с использованием ПИН-кода или CVV-кода, считаются выполненными самим держателем карты и не могут быть опротестованы).
4) При использовании банкоматов необходимо отдавать предпочтение тем, которые установлены в защищённых местах (например, в госучреждениях, офисах банков, крупных торговых центрах). Перед использованием банкомата осмотреть его и убедиться, что все операции, совершаемые предыдущим клиентом, завершены; что на клавиатуре и в месте для приема карт нет дополнительных устройств.
5) При использовании мобильного телефона необходимо соблюдать следующие правила:
– при установке приложений обращать внимание на полномочия, которые они запрашивают. Быть осторожным, если приложение просит права на чтение адресной книги, отправку CMC-сообщений и доступ к сети «Интернет»;
– необходимо отключить в настройках возможность использования голосового управления при заблокированном экране. Применяя сервисы CMC-банка, необходимо сверять реквизиты операции в СМС-сообщении с одноразовым паролем от официального номера банка. Если реквизиты не совпадают, то такой пароль вводить нельзя.
6) При оплате услуг картой в сети «Интернет» требуется всегда учитывать высокую вероятность перехода на поддельный сайт, созданный мошенниками для компрометации клиентских данных, включая платежные карточные данные. Необходимо использовать только проверенные сайты, внимательно прочитывать тексты CMC-сообщений с кодами подтверждений, проверять реквизиты операции.
7) Для минимизации возможных хищений при проведении операций с использованием сети «Интернет» рекомендуется оформить виртуальную карту с установлением размера индивидуального лимита, ограничивающего операции для данного вида карты, в том числе с использованием других банковских карт, выпущенных на имя держателя карты.
8) В случае смены номера мобильного телефона или его утери необходимо связаться с банком для отключения и блокировки доступа к CMC-банку и заблокировать сим-карту, обратившись к сотовому оператору.
При возникновении малейших подозрений насчет предпринимаемых попыток совершения мошеннических действий следует незамедлительно уведомлять об этом банк.
Соблюдение приведенных мер и рекомендаций позволит предотвратить случаи хищения денежных средств граждан.